. Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник о монашестве: "Кто удалился от мира из любви к Богу, тот в самом начале приобрел уже огнь, и как огонь, брошенный на дрова, вскоре сильнейший воспламенит пожар". Св. Иоанн Лествичник о монашестве: "Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно". "Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных". "Кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это - победные почести и иноков, и мир не может вместить оных, - если же и мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?" "Каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст, и от чаши сей, которая со слезами, да пиет; да не в суд себе воинствует". "Знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна есть стезя только, вводящая в заблуждение. Она называется самочинием". Св. Исаак Сирин о монашестве: "Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего". "Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища". "Кто любит беседу со Христом, тот любит уединение. Любящий покаяние! Возлюби безмолвие и ожидай смерти". "От бесед с людьми забывается осторожность, в мысли у человека изглаждаются намерения воли его, ибо входящее вратами зрения или слуха приносит холодность и омрачение ума для Божественного". "Добродетельное иноческое житие - похвала Церкви Христовой". "И живущие в затворах помогают мудрым советом и молитвами за людей". "Насколько человек удаляется от сообращения с человеками, настолько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем". "Добродетель удаления от мира состоит не в переселении тела, но в устранении от мирских дел, чтобы не занимать ума своего миром". "На сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Св. Духе". Св. Макарий Великий о монашестве: "Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор". Свт. Иоанн Златоуст о монашестве: "Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия бегут в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало". "Между монашеской и мирской жизнью - такое же различие, какое между пристанью и морем, непрестанно колеблемым ветрами". Свт. Василий Великий о монашестве: "Имей уши, отверзтые к слушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливыми и сердце осмотрительное". Свт. Григорий Богослов о монашестве: "Монашеская жизнь - начаток будущего века. Наше богатство - Христос". Прп. Антоний Великий о монашестве: "Ведающие Бога бывают исполнены всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское". "Отвращение возымей ко чреву своему, к требованиями века сего, к похоти злой и к чести людской, живи так, как бы тебя не было в мире сем, и обретешь покой". "Молил я Бога показать мне, какой покров окружает и защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов охраняли его как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И, несмотря на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от Милосердного Господа: «Никого не может низложить диавол, он не имеет больше никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим страстям и похотям». Я спросил: «Всякому ли монаху дается такой покров?» И мне было показано множество иноков, огражденных такой защитой". "Кто живет в пустыне и безмолвии, тот свободнее от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение - искушение в сердце". Прп. Ефрем Сирин о монашестве: "Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни". "Как бросивший камень в чистый источник мутит его, так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает душу ближнего". Св. Варсонофий Великий о монашестве: "Не все, живущие в монастырях - монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское". Св. Нил Синайский о монашестве: "Желая угодить толпе, толпе подобен будешь". Авва Моисей о монашестве: "Бегающий людей похож на зрелую виноградную лозу, а обращающийся с ними - на незрелый виноград". Св. Кассиан Римлянин о монашестве: "Лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Лучше не давать обета, нежели дав обет, не исполнить его". Св. Исихий Иерусалимский о монашестве: "Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд - сделать монахом человека внутреннего". Авва Пимен о монашестве: "Нищета, скорбь, теснота и пост - вот работные орудия монашеской жизни". Авва Захария о монашестве: "Монах тот, кто во всем делает себе принуждение". Авва Агафон о монашестве: "Монах не должен допускать себе, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо". Авва Лонгин о монашестве: "Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не можешь хорошо жить". Авва Моисей о монашестве: "Пребывай в твоей келии, и келия тебя научит всему". Авва Евгрий о монашестве: "Монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел он умереть, и так поступать с телом своим, как бы имел жить многие годы. Ибо то пресекает помыслы и уныние и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание". Преподобный Иоанн Кассиан о монашестве: "Так как хитрейший змей не перестает блюсти пяту нашу, то есть наветует нашему исходу и до конца жизни нашей старается нас запнуть, уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, а конец не будет согласен с началом, если не сохранишь до конца нищеты и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы тебе сохранить их, блюди главу змея, то есть первые помыслы, внушаемые им, и немедля открывай их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу его". Преподобный Феодор Студит о монашестве: "Многодетельна жизнь монаха и многотрудна, требует пота и терпения, главнейшее же — смирения"
|