
Свт. Филарет митрополит Московский: "Одиночество на земле ведет в общество небесное". Свт. Феофан Затворник: "Монахам дело - помыслы очищать, а у мирян главное - намерение доброе при делах иметь". "Можно и вне монастыря быть монахинею, живя по-монашески, и в монастыре быть мирянкой". "В сердце должен быть Бог да душа, и там монастырь". "Монашество... зависит от настоятелей. Пошлет Бог хорошего - все добре. Нет такого - все вверх дном". "Монашество есть прямой путь к чистоте сердечной". "Монах тот, у кого так устроено внутренне, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге". Cвт. Игнатий Брянчанинов: "Цель монашеского жития состоит не только в достижении спасения, но по преимуществу в достижении христианского совершенства". "Мы для того и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтобы увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницей Господа". "Монаху предстоит борьба с естеством. Наилучший возраст для поступления на эту борьбу есть юношеский. Он еще не скован навыками, в нем произволение имеет много свободы". "Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть то же мученичество в сущности своей". "Монашество состоит в изучении всех заповедей, всех слов Искупителя, в усвоении их уму и сердцу". "Подвиг всякого инока — сверхъестественный, он непременно должен быть сопряжен с победой над скотоподобным свойством телесным, соделавшимся по падении принадлежностью каждого человека". "Все виды монашеской жизни разнообразны только по наружности, имеют только одну цель, она заключается в том, чтобы устранить немощь нашу от обольщений и впечатлений мира, дать должную цену и временной и вечной жизни, употребить первую для получения второй". "Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, то есть соединить ее с волей Божией". "Основание монашеского жительства и монашеского подвига — стяжание любви к ближним". Свт. Тихон Задонский: "Уединенное пребывание собирает духовное сокровище, а отлучка куда-либо расточает". "Без крайней нужды не выходи вон из монастыря, и в светские дома не входи; иначе воротишься уже не тем, каким выйдешь". "Где ни быть, от козней сатанинских не уйти". "Как в тихой и чистой воде удобнее солнце видится, нежели в возмущенной и волнующейся, так вечное и духовное солнце - Бог удобнее в тишине и покое верой и умным оком познается, нежели в беспокойстве и людской молве". Прп. Амвросий Оптинский: "Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением, и проходит оное с простотою и незлобием во смирении". Схимонах Парфений: "Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение - непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают от Бога". "Монах должен жить один, а другой с ним - Господь". Петр, Епископ Томский: "Прочие добродетели, по мнению аввы Дорофея, будучи исполняемы по долгу, имеют значение только дани, которую необходимо должны давать все, как подданные в государстве - царю; а монашеское послушание, нестяжательность и девство, как добродетели, совершаемые по доброму произволению, имеют значение драгоценных даров, приносимых Богу из одной любви, подобно тому, как в государстве знаменитые люди, кроме дани, приносят царю и дары; и за то удостаиваются богатых наград, великой чести и чинов". "Важность монашества со всеми его плодами строго условливается верным исполнением обетов его. В противном случае монах будет только поруганием монашества - на соблазн мирянам и на свою погибель". Георгий, затворник Задонский: "Из мудростей мудрость, и из хитростей хитрость - монашеская жизнь". Прот. Авр. Некрасов: "У инока ум, чувства, правила, все - иное, чем у живущих в мире. Безмолвие - его услаждение. Молитва -духовное созерцание. Слово Божие -пища души его. Сладчайшая беседа - с Богом. Храм - единственное прибежище. Ограда обители предел, далее которого для него ничего более не существует. Его мир - вечность. Там его сокровище, там его и сердце. С живущими на земле единственная связь - теплая о них молитва. Вот что иноческая жизнь"
|