ЖИЗНЬ ДЕВЫ МАРИИ 10
ИКОНЫ И ХРАМЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА; ПОЯС, РИЗА И ПОГРЕБАЛЬНЫЯ ПЕЛЕНЫ; ПОКРОВ ЕЯ В ЖИЗНИ СВЯТЫХ, В СУДЬБАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ И АФОНА. По древнему преданию, принимаемому Православною Церковию, св. Евангелист Лука, ученик и сотрудник Апостола Павла, знал искусство живописи. Удовлетворяя благочестивому желанию верующих видеть лик Божией Матери и по отшествии Ея от земной жизни, он написал образ Ея, и когда представил его Приснодеве, то Она изрекла: "благодать Родившагося от Меня и Моя да будет с ним”. Этот образ был послан сначала в Антиохию, где особенно умножались верующие и первые приняли название христиан, и где жил "державный Феофил”, для котораго св. Лука писал Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Из Антиохии, по прошествии многих лет, этот образ был перенесен в Иерусалим, и потом Евдокиею, супругою Греческаго императора Феодосия младшаго (408 - 450 г.), путешествовавшею по святым местам, отправлен в Константинополь к св. царице Пульхерии, как драгоценный дар христианской любви. В житии св. Панкратия, епископа Тавроменийскаго, ученика ап. Петра, неоднократно упоминается образ Пресв. Богородицы, уже преставившейся в горния селения. В дальнейшие века образа Божией Матери встречаются все чаще и чаще и ознаменовываются благодатно чудотворений. Основав в четвертом веке Константинополь, благоверный император Константин Великий поручил его покрову Богоматери и построил в нем три храма в честь Ея. Там же, и тогда же, при Константине Великом, построен был храм Богородицы одним сенатором. Вслед за тем императоры, императрицы, вельможи, жены их усердно строили храмы и обители, мужския и женския, во славу Богородицы, как в городе, так и за городом. Замечательны названия некоторых храмов и обителей: Богородицы Благословенныя, Благотворительницы, Всеблаженныя, Пренепорочныя, Всецарицы, Милостивыя, скорбящих Радости, Нерукотворенныя иконы Богоматери: так быстро и широко развивались любовь и благоговение к Ней в царском доме и народе. Св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию младшему, а потом супругу своему Маркиану, имела особенное благоговение к Пресвятой Богородице. В честь Ея святая царица воздвигла в Константинополе три великолепные храма - в Халкопратеи, или на торжище медников, Одигитрии (Путеводительницы) и Влахернский. Никифор Каллист замечает, что император Маркиан и императрица Пульхерия, как-бы по соревнованию, не щадили издержек для последняго храма: он был чудно величествен и блистал самыми разнообразными украшениями. Но еще многоценнее были священныя сокровища, которыми наделила св. Пульхерия воздвигнутые ею храмы: в Халкопратейском положила она пояс Пресвятой Богородицы, принесенный из Палестины в Константинополь еще при отце ея Аркадии; в храме Одигитрии поставила образ Божией Матери, писанный Евангелистом Лукою; а во Влахернский пожертвовала погребальныя пелены Богоматери, присланныя из Иерусалима архиепископом Ювеналием. По влечению благочестиваго сердца, св. царица установила в храмах всенощныя бдения и молебствия: в Одигитрии - в среду, в Халкопратейском - в четверг. - Проследим судьбу пояса.
В IX веке Греческая императрица Зоя, супруга императора Льва философа, страдая от болезни, видала во сне, что исцелеет, если будет возложен на нее пояс Богоматери. Так и случилось: пояс был вынут из ковчега, где хранился, возложен на Зою, которая чудесно исцелилась, и опять положен в ковчег. В память этого чуда Церковию совершается праздник "Положение честнаго пояса Пресвятой Богоматери”, 31-го августа. В настоящее время одна значительная часть пояса Богоматери находится на Афонской горе, в Ватопедском монастыре. Она вложена в богатоустроенный сребропозлащенный ковчег, помещающийся в алтаре соборнаго храма, другая в Трирском монастыре (в Рейнской провинции Пруссии), а третья в Грузии, в Зугдидской церкви, и поступила сюда по следующему обстоятельству. Дочь Греческаго императора Романа Аргира, в исходе Х века, вступив в брак с царем Грузии и Абхазии Багратом Куропалатом, взяла с собою и часть пояса Пресвятой Богородицы, и положила ее сначала в обители Бедийской, а потом в Мартвиле, где она и находилась долгое время. Бывшая правительница Мингрелии Нина, дочь царя Георгия, при вступлении в подданство России, принесла этот драгоценный пояс в дар Императору Александру I; но он, великолепно украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил правительнице и повелел выстроить в Зугдиде каменный храм, где святыня хранится доныне пред иконостасом в особом киоте. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Жемчуг, изумруды, яхонты украшают эту святыню. Император Лев Македонянин (во второй половине V века) украсил столицу свою новыми храмами в честь и славу Пресвятой Богородицы. Первый был сооружен для положения ризы Божией Матери, принесенной в Константинополь патрициями, братьями Кандидом и Гальвием. Путешествуя по святым местам Палестины, они пришли в Галилею, и здесь, у одной престарелой благочестивой девицы еврейки, увидели ковчег с ризою Богоматери, привлекавший на поклонение многих христиан, особенно больных. - Продолжая путь свой в Иерусалим, братья умыслили посредством хитрости овладеть безценным сокровищем. Приготовив ковчег, во всем сходный с виденным, на возвратном пути они тайно поставили его на место заключавшаго в себе ризу Пресвятой Богородицы, а этот поспешно принесли в Константинополь. Здесь сначала они укрыли свое приобретение в своей домовой церкви, а потом, когда слух дошел до императора, - был воздвигнут особый храм во Влахерне, в котором и положен ковчег с честною ризою. С того времени Православная Церковь 2-го июля празднует "Положение Ризы Богородицы”, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как "необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник приснотекущий, пристанище спасительное обуреваемым”. О самом храме замечается, что он сделался "врачеванием безмездным для болящих”, и о ковчеге, что от него потекли "реки чудес”. Часть ризы Богоматери принесена в Россию князем Вас. В. Голицыным и хранится в Московском Успенском соборе в Петропавловском приделе; другая в Благовещенском соборе, приобретенная в XIV в. Дионисием, архиепископом Суздальским; третья в Никитском монастыре и четвертая - в Риме, в кафедральном соборе Папы, подле дворца Латеранскаго. Тот же император построил и другой храм в честь Пресвятой Богородицы. Никифор Каллист повествует, что когда-то в окрестностях столицы было прекрасное место, ocененное рощею платанов и кипарисов и орошаемое чистым и светлым источником; но от времени оно засохло и самый источник засорился. Лев, будучи еще частным человеком, прогуливался в этом месте и встретил человека, слепаго от самаго рождения. От природы мягкий и сострадательный, будущий император подал руку слепцу и повел его; но солнце палило, и слепец жаловался на сильную жажду. Напрасно Лев, посадив слепца в тени, прошел всю рощу, отыскивая воду: воды не было видно. Но когда он, усталый, возвратился от безполезнаго поиска к слепцу, вдруг услышал чудный голос с неба: "не печалься, Лев; вода подле тебя”. Но и сам Лев стал как-бы слепым: осматривался вокруг, испытывал землю, - и воды не находил. И вот опять раздается кроткий и приятный голос, не только называющий его по имени, но предсказывающий ему императорское достоинство: "император Лев, войди в эту густую и тенистую рощу и, почерпнув воды, утоли жажду немощнаго, а илом помажь ему глаза. Кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Устрой Мне на этом месте храм: в нем Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда притекающим; ничто не сильно будет противиться власти Моей: демон ли, болезнь ли неисцельная, или что другое, - только бы просили Меня благоговейно”. Повинуясь этому указанно Матери Божией, Лев принес слепому ил и воду и помазал ему глаза; глаза открылись, и слепорожденный получил способность ясно и отчетливо видеть. Вступив на престол, Лев повелел очистить чудный источник от наносной земли и сору, и воздвиг над ним великолепный храм. Изящной внешности здания вполне соответствовало внутреннее устройство его: "свод храма был роскошно украшен золотом, а стены - мрамором, так что свет, входя окнами и отражаемый сводом и стенами, осиявал весь храм, подобно молнии. Самый источник находился почти на средине храма; к нему вели двадцать пять ступеней, искусно устроенных архитектором; мраморная решетка сколько служила к украшению целаго, столько же предохраняла от падения сходивших вниз по скользкому пути. Ширина источника простиралась до шести стоп, и четвероугольное мраморное вместилище, удобно устроенное для почерпающих воду, окружало его со всех сторон. У верхней части источника было в мраморе круглое углубление, в которое прежде всего и втекала влага, и потом уже, чрез скважины, вливалась в мраморный бассейн. На верху, посреди храма, стояла круглая каменная чаша; а другое вместилище, продолговатое и узкое, находилось у алтаря: из него-то приставленные к этому делу люди и почерпали священную и животворящую влагу сосудом, устроенным на подобие ложки”. Этот храм получил название "Живоноснаго Источника”, и воистину сделался неисчерпаемым источником чудных действий благодати Божией, по молитвам усердной Заступницы христиан - Матери Божией. Чудотворения, совершавшияся здесь, были так многочисленны, что Православная Церковь, в древнее еще время, установила в пятницу Светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери и в воспоминание чудесных исцелений у Живоноснаго Источника Ея. В церковных песнопениях прославляются следующия чудеса у святаго источника: воскресение мертваго, разрешение неплодной, исцеление немоты и глухоты, рака, проказы, воспаления, переломов, разслаблений, и вообще замечается, что он "на кийждо день источает исцеления” "верным - царем, простцем, нищим, князем, убогим и богатым”. Сто лет спустя по основании храма Живоноснаго Источника, император Иустиниан получил исцеление от жестокой каменной болезни, по гласу Богоматери, Которая в ночном видении послала его к Своему источнику, и соорудил здесь новый храм, еще более великолепный, и обитель иноков. Этот храм не уступал красотою Влахернскому, но впоследствии времени пострадал от страшнаго землетрясения. Один из могущественных властителей Василий Македонянин, достойно обновил святилище Льва и Иустиниана. Потом храм был разрушен до основания при взятии Царя-града турками. Однако, и после разорения своего царства и обители, православные не оставили Живоноснаго Источника под грудою его развалин: потому что от времени до времени совершавшияся исцеления знаменовали его целебную силу даже самим туркам. Спустя несколько лет, дано было дозволение соорудить малую часовню над источником, и там поставлен был турецкий страж, чтобы собирать дань с христиан в пользу магометанской больницы. В бедственную эпоху Греческаго возстания обрушилась и часовня, которую выжгли разбойники, и самый источник почти заглох было под грудою камней; но десять значительных исцелений (записанныя на мраморной доске подле него) возобновили его древнюю славу; в числе исцеленных был один из разбойников турецких, ограбивший святилище и потом впадший в разслабление. Наконец, в 1830 году ревностный патриарх Константий испросил у султана позволение возстановить из развалин древнюю церковь и соорудил ее вновь с благолепием, приличествующим святости места и древней его славе. При этом найдены были прежния основания храма, но, по своей обширности, не послужили чертежем для устройства новаго, и только малая церковь агиасмы, т. е. самаго источника, стоит на прежнем основании. Она и главный собор, празднующий Живоносному Источнику в пасхальную пятницу, украшены серым мрамором, с изящными изваяниями по иконостасу и мозаичным полом. Между новейшими зданиями Греческими ни одно не может сравниться с храмом Источника. Когда начали копать землю для фундамента, нашли в преддверии два древних гроба: один того Феттала, который, будучи болен, поплыл искать исцеления у Живоноснаго Источника и, умирая на пути, заклинал своих присных, хотя мертвым, донести его до живительных струй и трижды облить ими тело его, прежде нежели предать земле. Он воскрес и потом избрал себе упокоение при жизни и по смерти в сей обители. Другой гроб был жены придворнаго сановника Магистриссы Елены, которая взяла себе две мозаическия иконы из святилища, во время землетрясения, и потом принуждена была, по тайному гласу, возвратить достояние церковное. Лишившись трех своих детей, она с любовию передала их Господу и сама пожелала успокоиться, со всею семьею, под сению обители. Эти гробы и теперь находятся в преддверии храма. Замечательны чудныя обстоятельства при строении настоящей церкви: огромный камень упал на ноги одного из работников, котораго с трудом могли извлечь из-под тяжкаго бремени, но как только полили его священною водою от источника - боль миновала и даже ноги остались совершенно невредимы. Еще двое упали с высокой лестницы, во время постройки храма; но ни один из них не пострадал, так как оба заняты были живописью и ваянием в пользу церкви. Таково доныне благословение Божие над святым местом, издавна привлекающим к себе любовь и усердие благочестивых христиан и даже магометан.
Жития святых обильны разсказами о разнородном участии Божией Матери во всех обстоятельствах их жизни: Она с небес сходила помогать людям, исполняла прошения матерей о рождении добрых детей, преподавала правила св. жизни, врачевала больных, спасала от бесов, от огня, от наглой смерти, даровала время для покаяния, являла Свое благоволение кающимся, являлась умирающим. В Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовскаго и в Житиях Святых архиепископа Филарета разсказывается более сорока явлений Богоматери на яву и во сне. Приведем хотя некоторые примеры Ея благодатнаго участия и заступления. В житии св. Григория Неокесарийскаго (память его 17 ноября) читаем, что когда он в 240 г., пред принятием епископства, занимался в уединении изучением догматов св. веры и молился Богу и Божией Матери о научении его, явилась ему Богоматерь, блиставшая светом небесным, с. Апостолом Иоанном Богословом, и поручила Апостолу преподать святому изложение христианской веры. - Св. Григорий потом передал сей символ своей Неокесарийской Церкви. По нем учились вере Василий Великий и брат его Григорий Нисский; им руководствовался Григорий Богослов; он не пространен, но полон точнаго учения о трех лицах Божества. Замечательно в этом видении неизменное и на небе смирение Бoжиeй Матери: не Сама Она изъясняла тайны веры, не взяла на Себя звания учительницы Церкви, а поручила это Апостолу. А как строго Она хранила чистоту веры Православной, показывает случай из жизни преп. Кириака (июня 9, в житии св. Кирилла Александрийскаго). Он видел во сне Царицу Небесную с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом и просил Ее войти в келлию его: но Она уклонилась, сказавши: "Ты имеешь врага в келлии”, Пробудясь, св. Кириак строго осмотрелся вокруг себя и нашел, что таким врагом могли быть только слова еретика Нестория, находившияся в бывшей у него книге. Св. Алексий, человек Божий (марта 17), 17 лет простоял на паперти храма, в ряду нищих, никем не призренный, и Богородица, на храмовой иконе изображенная, сказала пономарю: "введи в церковь Мою человека Божия, достойнаго небеснаго царствия, ибо молитва Его, яко кадило, свободно восходить пред лице Божие”. Из неизчисленнаго множества благодатных явлений Божией Матери на Востоке отметим, в утешение песнословцев Богородицы, особенно те, какими удостоила Она Своих певцов. Клирик Влахернской церкви, преподобный Роман (V века, сириец) не отличался умением петь и читать, какое требовалось в знаменитом храме; товарищи осыпали его насмешками и презрением. В навечерии Рождества Христова, особенно сильно осмеянный ими, Роман, по окончании Богослужения, пал в горьких слезах пред иконою Божией Матери; насытясь слезами, он не вкусил хлеба в своей келлии и заснул. Тогда явилась ему Матерь Божия, подала свиток и этим сообщила дар творения песен. В день Рождества он взошел на амвон и начал вдохновенно петь "Дева днесь пресущественнаго раждает”. Изумленный его чудным даром, патриарх поставил его в диакона, и преп. Роман после того написал до тысячи кондаков. Память его октября 1-го. Препод. Мария Египетская (1 апр.), еще бывши нераскаянной грешницей, несколько раз пыталась войти во храм Иерусалимский, но каждый раз таинственная сила возбраняла ей вход; пораженная Мария пролила слезы пред иконой Царицы Небесной, находившейся в притворе храма, обещая покаяться, - и после того свободно вошла в церковь и приложилась к Животворящему Кресту Господню; затем, возвратившись к иконе Богоматери, она снова молилась пред Нею и, услышав голос: "За Иорданом найдешь себе покой", немедленно удалилась в пустыню и там молитвами и подвигами возвысилась до чистоты ангела небеснаго. Вот дивное явление Царицы Небесной, которое открывает материнскую любовь Ея к детям. Нам передает его св. Григорий Великий, папа римский (590 - 604). "Раб Божий Пров разсказывал мне о сестре своей, по имени Музе, малой отроковице. В одну ночь явилась ей в видении Пресвятая Богородица Приснодева Мария, в сопровождении таких-же малых отроковиц в белых одеждах. Муза желала присоединиться к ним, но не смела. И спросила ее Владычица: "желаешь ли быть с ними вместе и служить Мне”? Муза отвечала - желаю. И Владычица заповедала ей, чтобы отселе не делала ничего детскаго и легкомысленнаго, воздерживалась от смеха и игр, зная, что в тридцатый день пойдет на служение Ей и соединится с теми девицами. Проснувшись, Муза совершенно изменилась во всем своем поведении, бросила детския шалости и стала вести строгую жизнь. Родители удивились такой перемене и спрашивали о причине ея. Муза им разсказала, как видела она Богоматерь, какую получила от Нея заповедь и объявила, в какой день отойдет на служение Ей. Прошло 25 дней, Муза заболела. В 30-й день, когда настал час ея кончины, она увидела идущую к ней Богоматерь, с теми же отроковицами. На зов Богоматери она отвечала, благоговейно потупив очи, тихим голосом: "иду, Госпожа моя! иду, Госпожа моя”. И с этими словами душа ея вышла из девственнаго тела и присоединилась к лику святых отроковиц. (Память блаженной Музы совершается в нашей церкви 16 мая). Анна, мать препод. исповедника Стефана Новаго (ноября 28), до рождения его, стоя во Влахернской церкви, обратила взор свой к иконе Пречистой Владычицы, и к ней, как к живой, говорила со слезами, моля Ее даровать ей сына, обещаясь принести его в дар Богу. Долго молясь и много проливши слез, Анна задремала тут же и в дремоте увидела Пречистую Богородицу, сияющую невыразимою добротою; Царица Небесная сказала ей: "иди с миром: ты будешь иметь сына по прошению твоему”. И родился сын, великий ревнитель о славе Божией. Преподобному Козме (Иерусалимиту, VIII в.), явясь во сне, Божия Матерь выразила благоволение за его песнь "Честнейшую Херувим”, признавая ее приятнее всех других. Препод. Иоанну Дамаскину (сириянину, VIII века) Она явила дважды особенную милость. Св. Иоанн, сильно поражавший - и письменно и устно - иконоборную ересь, за свою ревность в этом святом деле был оклеветан Греческим императором Львом Исаврянином пред эмиром Дамаска, где св. Иоанн занимал важную должность. Эмир, не разобрав дела и поверив клевете, велел отсечь у него руку, будто-бы писавшую ко Льву изменническия письма. Отсеченная рука, в страх всем, была вывешена на торжище. Под вечер, когда утих гнев князя Дамасскаго, св. Иоанн ходатайствовал пред ним, чрез друзей своих, чтоб позволено было взять ему вывешенную на позор кисть его усеченной руки. Князь склонился на ходатайство своих придворных, друзей Иоанновых, и кисть руки была возвращена страдальцу. Когда наступила ночь, св. Иоанн затворился в молитвеннице и, приложивши мертвую кисть руки к составу ся, пал пред иконою Богоматери, горько зарыдал и всею силою сердечной веры и любви просил у Нея исцеления руки своей, в защиту православия и на поражение усиливающейся иконоборной ереси. По долгой молитве, св. Иоанн задремал и в тонком сне увидел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами взиравшую на него. "Вот твоя рука теперь здорова - сказала Богоматерь Иоанну - не скорби более". Иоанн проснулся, ощупывает свою руку и едва верит собственному чувству: рука, как и прежде, цела; ни следа болезни; и только, как-бы во свидетельство события, там, где она была отсечена, на подобие нити остался признак кроваваго усечения. Тронутый чувством невыразимой признательности к Богоматери за Ея милость, Иоанн воспел "0 Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе, отчего она впоследствии и получила название Троеручицы. Скоро после того Иоанн вступил в обитель св. Саввы, близ Иерусалима; строгий старец, которому он был отдан в духовное руководство, запретил ему составлять свои духовныя песни. Но Богоматерь немедленно явилась старцу во сне и внушила ему, чтобы он отнюдь не запрещал Иоанну писать церковныя песни, и при этом назвала Иоанна Своим источником: "Не заграждай источника Моего” (память св. Иоанна 4 декабря). По смерти препод. Иосифа Песнописца (апр. 4), одному из друзей его было видение, что круг небесный раздвоился, и из него исходили лики святых, и Дева неизреченной красоты и славы повелевала им принять душу Иосифа, воспевшаго их деяния и подражавшаго их жизни. Покровительство Божией Матери христианскому роду особенно ясно было показано в видении в Константинополе, около половины Х века, в царствование Льва Премудраго, св. Андрею Юродивому и ученику его Епифанию. - Вот как об этом разсказывается в житии св. Андрея: "Некогда, во время совершения всенощнаго славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частию пояса), пришел туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний и один из его слуг с ним. По обычаю своему он стоял, как доставало сил, иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовныя песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: "Видишь ли Госпожу и Царицу мира”? - Вижу, отец мой духовный, отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя, на подобие молнии блиставшее, великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностию пречистыми руками, распростерла его над всем стоящим народом. Святые Андрей и Епифаний довольное время смотрели на cиe распростертое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню, и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там. Жители Царьграда, услышав об этом чуде, исполнились радости и упования; а Церковь Российская, с самаго основания своего, установила праздник в воспоминание Покрова Пресвятой Богородицы, и доныне благоговейно воспевает: "Дева днесь предстоит во храме и с ликами Святых невидимо за нас молится Богу”. В том же житии св. Андрея говорится, что душа его еще при жизни была водима по небесному раю, там он увидел пресветлаго мужа, который сказал ему: "ты хочешь здесь видеть Пресвятую Царицу Небесных сил, Ея нет здесь: Она отошла в многобедственный мир помогать людям и утешать скорбящих” . Для преп. Нифонта (дек. 23), бывшаго впоследствии епископом Кипрским, Царица Небесная была особенною помощницею и заступницей. В молодости своей, после нескольких лет грешной жизни, он наконец стал пламенно молиться пред иконой Божией Матери, и Ея изображение показалось Ему светлым и улыбающимся. Но однажды, идя в церковь, он осудил мысленно какого-то преступника - и увидел лик Богородицы на той же иконе суровым и отвращающимся от него. Уразумев свою вину, Нифонт начал молиться и плакать, и увидел лик Ея попрежнему кротким и ласковым. - Подобно Андрею Юродивому, он видел однажды Пречистую Богородицу, пришедшую в церковь с Апостолами и множеством святых, простершую руки к Богу и молившуюся о спасении всех. Однажды, почерпая воду, он упал в колодезь и летя вниз вскричал - Владычице помоги мне: и вдруг стал ногами на дерево нимало неповрежденный. Эконому Феофилу (июня 23), отрекшемуся от Христа и потом 40 дней каявшемуся в посте и плаче, в затворенной церкви, явилась милостивая Владычица и повелела ему исповедать грех свой и не сомневаться в милосердии Божием; исполнив Ея повеление, он, по Ея ходатайству, был чудесно прощен Богом. В XII веке Богоматерь явилась во сне Иоанну Кукузелю (болгарину), славному певцу афонскому, особенно любившему петь акафист пред Ея иконою, и сказала ему: "радуйся, Иоанне, чадо Мое; пой Я не оставлю тебя”, и дала ему златницу. Так видимо повсюду возлюбила Царица Небесная Своих певцов за их живую и действенную любовь к Ней. Щедро изливая на верующих дары Своей благости, Пресв. Богородица явилась непреоборимою защитницею и всего Греческаго православного царства от нападавших на него врагов. В 626 году, при императоре Ираклии, воевода Персидскаго царя Хозроя Сарвар вторгся в пределы империи и, как опустошительная буря, никем не удерживаемый, достиг Халкидона, разрушая на пути города и умерщвляя жителей. К большему несчастию, каган Скифский также устремился на Константинополь и покрыл Черное море своими ладьями. Но в то время, как градоначальник укреплял стены города, "патриарх Серий - говорит древний повествователь - взяв священныя иконы Богоматери, обошел с ними по стенам, приготовляя городу безопасность, а врагам - страх, гибель и бегство”. Скифы, высадившись на берег, сделали приступ к тому месту, где находился храм Живоноснаго Источника; но "Военачальница христиан и Защитница, скорейшая Помощница призывающих Ее, чрез избранных воинов потребила множество Скифов, и в то же время показала им, что это поражение служить залогом совершенной погибели, угрожающей врагам”. В то время, как каган наполнил залив Рога ладьями, а посредством сухопутнаго войска старался разрушить стены города, на суше приступ был отражен, на море же враги, нападавшие на город против Влахернскаго храма, вместе с ладьями были потоплены бурею. "Морския волны - говорит сказание - воздымались, как горы, и море свирепствовало и бушевало, как дикий зверь, с яростию нападало на врагов Богоматери, и немилосердо поглощало их". Радость и сила, пробудившияся в народе, и страх, объявший врагов, были столь велики, что даже дети и жены нападали на них и преследовали до самаго лагеря. Когда же скрылось солнце и наступила ночь, варвары все свои машины, привезенныя ими на колесницах для разрушения городских стен, предали огню. После этого каган Скифский и воевода Персидский отступили с безчестием и большими потерями. Спустя 36 лет после перваго избавления, Константинополь вторично был спасен заступлением Пресвятой Богородицы от Агарян, при императоре Константине IV Погонате и Льве Исавре (VIII в.). Враги на большом флоте подплывали к Константинополю, и целыя семь лет производили опустошения в окрестностях столицы, каждый раз возвращаясь в свое отечество с огромными потерями. Наконец они вздумали осадить город. Православный народ, взяв пречестное древо Креста Господня и св. икону Пречистой Девы, обходил стены и слезно молил Бога о помиловании. Агаряне отделили часть войска для покорения Болгарии, но этот отряд был разбит и с большою потерею возвратился к Константинополю. Здесь Агарянские корабли, стесненные в узком месте, у пристани Состенийской, частию были изломаны сильною бурею, а частию сожжены Греками; остальные корабли, пытаясь выйти в Егейское море, были встречены ужаснейшим градом и также потонули, так что из 1, 800 судов, пришедших вначале к Царьграду, уцелело только десять. При императоре Михаиле III, в 866 году, Константинополь в третий раз был сохранен силою Царицы Небесной от Агарян и от Русских витязей Аскольда и Дира. Эту троекратную помощь Богоматери верующим св. Церковь вспоминает в субботу пятой недели Великаго поста, совершая за утренним Богослужением "акафистное” или неседальное пение, которое православные должны слушать стоя. Это акафистное пение, составленное из самых возвышенных похвал Божией Матери, начинается стихом, известным каждому православному: "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная”! Древний писатель, изложив историю чудеснаго спасения Константинополя от врагов, обращается к Божией Матери с таким воззванием: "Владычица Богородица! Ты, имея по естеству человеколюбие, не престаешь промышлять о нас; но как общая, чадолюбивая и сердобольная Мать всех христиан, изливаешь на нас Твои благодеяния, спасая, покрывая, охраняя, освобождая от опасностей и избавляя от искушений. Мы благодарим Тебя, превозносим Твои милости, возвещаем благодеяния, воспеваем торжественно Твои чудеса, прославляем Твое попечение, величаем Твое промышление, песнословим Твое предстательство, почитаем Божественную Твою помощь, славословим Твое милосердие”. И в последующее время православные Греки приписывали успехи своего оружия заступлению Божией Матери. Император Иоанн Цимисхий, одержав победу над Скифами, возвращался в Константинополь; патриарх и народ вышли ему навстречу, приготовив для торжественнаго въезда победителя колесницу, запряженную четырьмя конями. Но император поставил на колесницу икону Божией Матери и сам сопровождал ее до главной площади, где было совершено благодарственное молебствие. Также император Иоанн Комнин, после подобной же победы над Скифами, возвращаясь в столицу, поставил на великолепной колеснице икону Божией Матери, вельможи управляли конями, а сам победитель нес крест; по прибытии в храм Святой Софии, было пренесено Богу благодарение.
По воле Того, Который "положи времена и лета во Своей власти”, Который "мертвит и живит, низводит во ад и возводит, убожит и богатит, смиряет и высит”, православная Греческая империя пала под ударами магометан; но, милосердым заступлением Пресвятой Богородицы земной Ея удел - св. Афонская гора, принадлежавшая Греческой империи, осталась и поныне остается непоколебимым оплотом православия на Востоке. Святый Афон населен одними лишь православными иноками, которых в настоящее время более 10.000; "История Афона - говорит Муравьев - есть как-бы летопись посмертнаго жительства на земле Пречистой Девы; на каждом шагу, в каждой обители есть чудотворная Ея икона и какое-либо предание о видимом Ея предстательстве”. С материнскою любовию назирая Святую гору, Богоматерь в некоторых случаях являлась и является на помощь требующим Ея заступления; в иных же случаях давала знамения, для всех вразумительныя, от Божественнаго лика Своего, изображеннаго на святых иконах. В Хиландарской обители хранится св. икона Божией Матери Троеручицы, по преданию - та самая, пред которою молился и исцелел св. Иоанн Дамаскин. После того, как эта святая икона принесена была в обитель, поставили ее в алтаре. Неизвестно точно, чрез сколько времени случилось следующее обстоятельство: в Хиландаре умер настоятель; избрание новаго породило в братстве сильныя смуты и несогласия. Но Богоматерь Сама вступилась в спорное дело и мирно решила его. Собравшись во храме к утрени, братия увидели икону Троеручицы не на своем месте, а на игуменском. Отнесли ее в алтарь - и на другой день опять нашли ее на месте настоятеля. Поставив опять в алтарь, запечатали двери церкви - и на третий день икона в третий раз была на месте настоятеля. Тогда уразумели, что Сама Богоматерь желает занять это место Своею иконою; и с того времени там не выбирается более игумен, а есть только наместник. В чудесах, о которых память и доселе живет в благочестивых обителях святой Афонской горы, Пресвятая Богородица оказывается то Защитницею и Помощницею против злоумышлений внешних врагов, то заботливою Попечительницею об удовлетворении житейских нужд и о благоустройстве иноческой жизни. Иверская обитель обязана предстательству Приснодевы своим спасением от нашествия врагов. Персияне, пред предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях пристали к берегу Святой горы и обступили монастырь Иверский. Устрашенные иноки, взяв из храмов священные сосуды и святую икону Иверскую, укрылись в одной крепкой башне, а враги ворвались в монастырь, опустошили его, опутали канатами столпы соборной церкви и усиливались обрушить их, и вместе с ними весь храм, хотя и не могли того сделать. Монахи, видя это, из глубины сердца со слезами вопияли к Пречистой Деве, и всесильная Владычица не отвергнула моления их: Ея велением вдруг возстала сильная буря, от которой все корабли Персидские и все враги, на них бывшие, потонули в пучине морской. Остался жив военачальник Амира, но видя погибель своих воинов и судов, он раскаялся в своей дерзости и, посыпав пеплом свою голову, просил иноков умолить истиннаго Бога об избавлении его от погибели и вручил им множество золота и серебра на построение новых стен вокруг монастыря, которыя и были воздвигнуты гораздо выше прежних. В давнее время шайка разбойников подступила к святой горе Афонской с намерением, на разсвете дня, как только растворится дверь одного из лучших монастырей - Ватопедскаго, ворваться внутрь, избить монашествующих и разграбить богатство монастырское. Разбойники, выступив к вечеру на берег, скрылись до утра в принадлежащих монастырю кустарниках. Но Назирательница всей Святой горы, Пресвятая Дева Богородица, не допустила совершиться варварскому замыслу безбожников. На следующий день, по отходе утрени, когда вся братия разошлась по своим келлиям на временный отдых, настоятель того монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утренняго правила, и вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: "не отверзайте сего дня врат обители, но взойдите на стены монастыря и прогоните разбойников”. Смутившийся игумен устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, и ему открылось поразительное чудо: он увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и держимаго Ею Младенца Иисуса. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Нее лице Свое и сказал: "нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся”! Но Богоматерь, стараясь удержать Своею рукою руку Сына Своего и Господа и уклоняясь лицем от Него направо, снова произнесла двукратно те же самыя слова: "не отверзайте сего дня врат обители, но взойдите на стены монастыря и прогоните разбойников”. Пораженный ужасом от этого чуда, игумен тогда же собрал всю братию, пересказал им случившееся и слова Божия Матери к нему, и самыя слова Господа Иисуса, произнесенныя к Ней; и все заметили с крайним изумлением, что лице Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертание той иконы сделалось в другом положении против прежняго своего вида, - лик младенца Иисуса принял грозный вид. В чувствах живой признательности, они прославили заступление и промысел о них Пресвятой Богородицы и Ея ради милующаго их Господа, тогда же взошли на монастырския стены и имевшимися в монастыре орудиями отразили нападение разбойнической шайки. В тяжкое время Восточной империи, когда Рим, пользуясь безсилием Византийских императоров, старался подчинить своей власти святую Церковь, уединенно подвизался вблизи Зографскаго монастыря старец. Раз, когда в старческих устах звучал привет Пресвятой Деве: "радуйся”, вдруг он услышал и от Ея иконы слова: "радуйся и ты, старец Божий”! Старец затрепетал от испуга. "Не бойся - кротко продолжал Богоматерний голос от иконы - но иди поскорее в монастырь и объяви братии и игумену, что враги Мои и Сына Моего уже близко. Кто слаб в духе, пусть скрывается, пока пройдет искушение; но желающие страдальческих венцов пусть ост
|
Категория: Мои статьи | Добавил: SXIMA (13.09.2010)
|
Просмотров: 1210
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта
|