+ ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Пятница, 07.02.2025, 08:56 Христос посреди нас

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

ЖИЗНЬ ДЕВЫ МАРИИ 6
СРЕТЕНИЕ
По наступлении сороковаго дня, Пресвятая Дева, в сопровождении Иосифа, отправилась с Божественным Сыном Своим из Вифлеема в Иерусалим, чтобы там во храме исполнить все, предписанное законом. По закону Моисея, мать, разрешившаяся от бремени младенцем мужескаго пола, считалась в продолжение 7 дней нечистою и, кроме того, 33 дня не могла приходить в храм, участвовать в общественном Богослужении и прикасаться к чему-либо священному; по прошествии же сорокодневнаго срока очищения, являлась во храм и приносила очистительную жертву: женщина достаточнаго состояния - однолетнято агнца во всесояжение и молодаго голубя или горлицу в жертву за грех; а бедная - двух горлиц или двух голубей. Если младенец был новорожденный, то, сверх этого обряда очищения над матерью, совершался еще над младенцем обряд представления его Богу. Эта заповедь о первенцах была дана народу Иудейскому в память благодеяний Божиих, явленных ему при изведении из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцов египетских, не коснулся еврейских.
Посвященные, таким образом, Богу первенцы назначаемы были на служение Ему в храме, становясь как-бы собственностию Его. Но как для служения скинии и храму предназначены были левиты, которых Господь принял от сынов Израильских вместо первенцов, то за последних, приносимых от всех других колен, определен был выкуп, состоявший из пяти священных сиклей серебра.
Для исполнения этих обрядов Матерь Божия пришла в Иерусалимский храм, хотя, как неискусобрачная и Пречистая Дева - по замечанию св. Василия Великаго - "не была повинна закону очищения". Как Сам Господь говорил, что Он пришел не разорить закон, но исполнить и возвести к лучшему разумению: так и Пречистая Матерь Его благоволила подчинить Себя обрядовым предписаниям из уважения к закону. Не превозносясь чистотою Своей, Она, по чувству высокаго смирения, включила Себя в число обыкновенных жен и, придя к вратам храма, стала на месте, назначенном для родивших. Она принесла с Собою и жертву, но не такую, какую приносили люди богатые; Ея жертва была жертва убогих; и то, чего не¬доставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждаемо чувствами чистейшей души Богоматери. Св. Димитрий Ростовский представляет Ее, при этом случае, обращающею к Богу Отцу такия слова: «се Сын Твой, Отче Предвечный! Се Сын Твой, Котораго Ты послал воплотиться от Меня для спасения человеков! Ты родил Его прежде веков без матери; а Я, по Твоему благоволению, родила Его без мужа! Се единственный плод Мой, зачатый во Мне Духом Твоим Святым, и Ты один ведаешь, как Он произошел от Меня! Он Мой первенец; но Твой первейший, Тебе единосущный и собезначальный, сошедший от Тебя, но не отшедший от Божества Твоего! Приими же Первенца Твоего, с Которым Ты сотворил века и повелел возсиять свету! Приими воплотившееся от Меня Слово Твое, Которым Ты утвердил небеса, поставил землю и собрал воды морей! Приими Сына Твоего от Меня, земной Матери Его! Устрой Его и Меня по воле Твоей Святой, и да искуплен будет Его плотию и кровию весь род человеческий»!
В то время, когда Пречистая Дева Матерь предстала в храме для исполнения того, что следовало по закону очищения и искупления первороднаго, пришел сюда и убеленный сединами старец Симеон, как-бы представлявший в лице своем Ветхий Завет, столь пламенно ожидавший пришествия Мессии.
Евангелие не показывает, к какому званию принадлежал Симеон; но, основываясь на том, что он принял в храме младенца Иисуса на свои руки, и при этом восхвалил Бога и благословил Mapию и Иосифа, некоторые полагают, что он был одним из священников Иерусалимскаго храма. В церковных песнопениях он называется "священнодетелем", "священником", даже "святителем", "приносившим законныя жертвы и очищавшим кровными жертвами люди Израилевы". Но Евангелие, умолчав о звании Симеона, изображает нравственныя качества его, говоря, что он был человек "праведный и благочестивый", исполнял все обязанности в отношении к Богу и ближнему и имел живую веру в грядущаго Избавителя, с нетерпением ожидая дня Его пришествия; почему и сделался избранным сосудом Святаго Духа: "Дух бе Свят в нем." Подобно другим ветхозаветным праведникам, Симеон готовился умереть с верою в непре¬ложное исполнение обетований Божиих, но Дух Святый возвестил ему, что он получить лучший жребий и не умрет, не увидев Христа Господня. После такого откровения он жил в надежде узреть Спасителя и с радостию созерцал продолжение долгих дней своих.
В день принесения Предвечнаго Младенца в храм, Дух Святый поведел Симеону идти туда и дал уразуметь ему значение всего совершающагося. Приблизившись к Благодатной, Симеон взял из рук Ея Новорожденнаго и, благословив Бога, в священном восторге воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром! "Долго я ждал Тебя - как-бы так говорил он - желая зреть Твое пришествие; и вот наступил тот блажевный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти! Теперь нет уже более причин держать меня на земле; равно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое! Я видел Того, Кого так пламенно желали видеть патриархи и цари наши, видел - не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей! Спасение Твое не для одних Иудеев, но для всего рода человеческаго. О, всеблагий Отец светов! пред грядущим мне мраком смерти я вижу спасительный свет Твой: Он возсиял здесь, но разольется по всему миpy и осияет все народы; это свет в откровение языков, имеющий разогнать гибельную тьму их: он явит им Тебя, истиннаго Бога и Спасителя, и, происходя из среды Тобой хранимаго народа, послужит в славу людей Твоих - Израиля! От востока солнца и до запада, народы всех стран и колен, отныне и до века, ублажать патриархов наших, веровавших в грядущаго Искупителя; прославят Пророков, предсказывавших о пришествии Его; прославят и ублажат Пресвятую Матерь Твою; боголепно почтут и Твою, о Иегова, Божественную вечную славу! Так, Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и утеху всех верующих. Чувствую, что, приложив это сокровище к моему сердцу, я соединился с Ним духом, и потому нет уже для меня более жизни земной, а открыта жизнь новая, безконечная! Отпусти же, Владыко, раба Твоего, по глаголу Твоему, с миром"!
После этого Симеон, возвращая Младенца в руки Матери и благословляя Ее и Иосифа, провидя, силою того же всеозаряющаго Духа Божия, крестныя страдания Богочеловека и слезы, и скорбь Его Пречистой Матери, предрек Ей грядущее, близко касающееся Ея: се лежит Сей на падение и на возстание многим во Израили и в знамение пререкаемо (предмет пререканий); и Тебе, же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления. "Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые уверуют в Него и последуют за Ним, Он будет возстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит поводом к конечному падению и гибели их. Во всю жизнь Он будет предметом противоречий. Одни будут говорить о Нем: "благ есть"; другие же: "ни, но льстить народы" (Иоан. 7, 12). Одни скажут: "сей есть Христос"; а другие: "еда от Галилеи Христос приходит"? (Иоан. 7, 41). Одни станут доказывать: "егда Христос приидет, еда больша знамения сотворит, яже Сей творит"?(Иоан. 7, 31); а другие будут утверждать, что Он изгоняет бесы "о веельзевуле, князе бесовстем" (Матф. 12, 24). Одни с твердостию исповедуют: "Господь мой и Бог мой"! (Иоан. 20, 28); другие возразят: "еда кто от князь верова в Онь, или от фарисей"? (Иоан. 7,48). Невврю последних достигнет до того, что они предадут смерти своего Спасителя; Ты будешь скорбящею свидетельницею этого, и Тебе Самой душу пройдет оружие. Терние венца Его, гвозди, копие, Его прободающее, Его раны, Его болезненный вопль и умирающй взор - глубоко пронзят Твое материнское сердце. Не менее сильно уязвят Тебя безчисленныя и безотрадныя мысли, быстро сменяющияся в душе, удрученной горем". "Симеон пророчествует - говорит св. Василий Великий - о Mapии стоящей у креста, видящей и слышащей совершающееся: после слов Гавриила, после уразумения тайны Божественного зачатия, после многих чудес, посетит и Твою душу никоторое сомнение". "Оружием или мечем, проходящим душу - говорит св. Амфилохий, епископ Иконийский - названы здесь безчисленныя и безотрадныя помышления, разсекающия и поражающия душу и сердце, и пременившияся в радость и веселие только после Воскресения".
В это время, когда так беседовал праведный Симеон с Пречистою Дeвою, подошла к ним св. Анна и также начала, под наитием Духа Святаго, провозглашать Младенцу хваления и благодарить за Него Бога от имени всех ожидавших Его пришествия. Евангелист говорит о ней: Анна Пророчица... в той час приставши, исповедашеся Господеви и глаголаше о Нем всем чающим избавления в Иерусалиме. Анна - по свидетельству св. Писания - была дочь Фануилова, от колена Асирова, которое отличалось богатством, силою и, вместе с тем, кротостию и миролюбием. По прошествии семи лет супружества лишившись мужа, она всецело посвятила себя на служению Богу в храме Иерусалимском и проводила там все время в посте, молитве и трудах. Среди этих подвигов благочестия, она достигла 84 лет, и Господь даровал ей великое счастие узреть и прославить Свое Божественное воплощение.
VII.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. - БЕГСТВО СВЯТАГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ.
Кpоме ангельскаго благовестия Вифлеемским пастырям, Рождество Христово не менее чудесно предвозвещено было и на отдаленном Востоке - языческим волхвам. Эти волхвы первее многих Иудеев удостоились поклониться родившемуся Господу, послужить Ему своими приношениями и даже сделаться провозвестниками Его пришествия на землю для всего Иерусалима и самых первосвященников Иудейских. Дети далекаго Востока уже приветствовали наступление дня радости и мира для людей; между тем, как Иудеи, непрестанно читавшие закон, все еще находились в глубоком усыплении, и самая столица просвещения Иудейскаго получила первую весть о Мессии - от мудрецов иноплеменных.
Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим. Такое соответствие времени прихода волхвов с рождением Спасителя показывает, что в пути их все было предопределено и предусмотрено свыше, и что этот путь начался еще задолго до времени рождения Христа. Но кто же были эти первопризванные из тьмы идолослужения в чудный свет благодати? Св. Евангелист Матфей называет их "волхвами”. У Пророка Даниила это имя означает мудраго наблюдателя природы и еще ближе - астронома. Весьма вероятно, что и волхвы, пришедшие поклониться рождшемуся Спасителю, принадлежали к числу наблюдателей природы и особенно звезднаго неба; они были - души чистыя и благоговейныя, способныя принимать Божественныя внушения и им повиноваться: так Сам Бог удостоивает их во сне наставления. "Они называются волхвами - замечает св. Димитрий Ростовский - не потому, чтобы занимались волхвованиями, а потому, что так назывались у Персов, Ефиопов и разных восточных народов люди мудрые и наблюдатели звезд”. Им явилась таинственная чудодейственная звезда и призывала мудрость человеческую на поклонение Премудрости Божией.
Св. Евангелист Матфей не определяет в частности страны, из которой пришли волхвы в Иерусалим, но говорит вообще: "волсви от восток приидоша”, что и подало повод производить их из Халдеи, Персии, Аравии и даже из Индии. Но древнее предание Церкви, подтверждаемое свидетельствами Василия Великаго, Златоуста, Климента, Кирилла Александрийскаго, Феодорита и Льва Великаго, называет отечеством волхвов Персию. Это предание проливает свет и на свойство мудрости волхов, чуждой суеверия, и на то, каким образом люди, жившие среди тьмы язычества, могли знать о родившемся Царе Иудейском. Известно, что Пророк Даниил жил долгое время в Персии и был там главою мудрых. С большою вероятностию можно думать, что он передал своим сотрудникам и подчиненным утешительное откровение о пришествии Мессии, который составлял также чаяние языков, и особенно, - что книга его пророчеств была известна Халдейским и Персидским мудрецам. После этого "седмины” Данииловы могли быть у них, преемственно из рода в род, предметом особеннаго внимания и ожидания. И вот, когда приблизилось окончание этих седмин, а явление необыкновенной звезды убедило мудрецов, что Искупитель, нетерпеливо ожидаемый и самыми язычниками, явился на земле: они устремили взоры свои на Иудею и Иерусалим. Избраннейшие из этих мудрецов (быть может, от лица разсеяннаго в разных местах своего ученаго общества) отправились в Иерусалим для поклонения родившемуся Царю.
Это необыкновенное небесное явление составляло предмет разных предположений св. Отцев и учителей церковных. Св. Иоанн Златоуст замечает, что это была некая ангельская невидимая сила, являвшаяся в виде звезды и названная в св. Писании звездою в том смысле, в каком Ангел, предводивший ополчением Израиля в пустыне, называется столпом облачным и столпом огненным. Такое мнение принимается с уважением и св. Димитрием Ростовским. Иные же почитают звезду, приведшую волхвов к Спасителю, небесным телом, или звездою в собственном смысле. Нередко великия события в нравственном мире предварялись или сопровождались знамениями в видимой природе, по какому-то взаимному, хотя недоведомому для человека, соотношению мира духовнаго с вещественным; так, в час смерти Искупителя солнце померкло и земля сотряслась, и пред будущим славным пришествием Его на землю будут знамения в солнце, луне и звездах. Неудивительно, если восточные мудрецы, видя окончание седмин Данииловых и появление необыкновенной звезды, поняли, что она знаменует рождение ожидаемаго Спасителя мира.
Вступив в Иерусалим, волхвы стали разспрашивать: "где родился Царь Иудейский, котораго звезду они видели на востоке”? Св. Димитрий Ростовский разсуждал об этом так: если бы звезда путеводная заблистала в Иерусалиме, то народ, увидя ее, устремился бы непременно за нею, по стопам волхвов, ко Христу. Тогда и Ирод, с завистливыми начальниками синагоги, проведал бы о рождении Божественнаго Младенца и, воспламененный завистью, убил бы Его прежде времени. Казалось бы, что эта проповедь волхвов о рождении столь долго ожиданнаго миром Избавителя произведет всеобщую радость в Иерусалиме; но произошло совсем другое: слышав Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним. Ирод с тревогою услышал о таинственной звезде, потому что незадолго перед этим фарисеи предсказали ему падение его престола. "Ирод, будучи царем - говорит св. Иоанн Златоуст - испугался за себя и детей своих”. Иерусалимляне же трепетали, не зная, как и на ком он выместит свою тревогу. Но этот хитрый тиран не вдруг, однакоже, решился обнаружить свои настоящия чувства к заявленному Царю Иудейскому. Узнав наперед от первосвященников и книжников еврейских, где по их мнению должно родиться Христу, он тайно призвал к себе волхвов, выведал от них время появления звезды и, составив в душе своей богоубийственный план, послал их в Вифлеем, прося с своей стороны тщательно разведать об искомом Младенце: шедше испытайте известно о Отрочати: егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся ему.
Выслушав царя, волхвы пошли из Иерусалима в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели на востоке, вновь заблистала и пошла опять пред ними, до тех пор, пока не остановилась над местом, где был Младенец. Увидев звезду остановившеюся, волхвы поняли, что здесь находится искомый Младенец, и "возрадовашася радостию велиею зело”.
Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну. Они выразили не одно только наружное поклонение Младенцу, как Богу - падше, но, согласно с древнею заповедию Господнею: "да не явишися пред Господем Богом твоим тощь”, поднесли Ему что было драгоценнейшаго у них и что считалось достойным Покланяемаго: ливан или ладон - знак священства - как Богу, потому что курение благовоний всегда употреблялось при службах и молитвах, возносимых к Господу; золото - как Царю веков, по обычаю дани подданных царю своему; и смирну - знак жизни и смерти - как искупительной Жертве крестною смертию за грехи всего мира. Эти дары волхвов пророчески соответствовали тройственному служению Meccии, как Первосвященника, Царя и Пророка.
С изумлением и радостью взирали Пречистая Матерь и св. обручник Ея на это благоговейное поклонение и со вниманием слушали слова волхвов: о чудной звезде, благодатном веровании и далеком путешествии их.
Достигнув цели своего странствования и получив во сне повеление от Ангела не извещать Ирода о месте нахождения Младенца, волхвы возвратились каждый в свою сторону, где и начали проповедывать о пришествии в мир Христа Сына Божия.
Хитро и лукаво было покушение Ирода, задумавшаго воспрепятствовать исполнению намерений Божиих. Но это было чистое безумие! Как безсильна хитрость, вооружающаяся против Бога! Как она слаба и ничтожна в сравнении с премудростию Божиею! Когда волхвы, по повелению Божию, отправились из Вифлеема другим путем, оставив без исполнения поручение, данное им от царя: тогда Ирод испытал, может быть в первый раз в жизни, что утонченная хитрость его обманула лишь его самого. И в злобной душе осмяннаго тирана тотчас созрело еще более страшное намерение, которым он, из желания достичь недосягаемаго, удивил мир своею жестокостию.
ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
Предречение Симеона об оружии, которое пройдет душу Марии, начало исполняться с самых первых дней явления в мир Божественнаго Сына Ея. Руконосимый и питаемый у пречистаго сердца Девы-Матери, Господь, Утеха Израилева, был для Ея святаго Материнскаго чувства сколько Богом любви и блаженства, столько же и сыном опасения, скорбей и страдания. Эти опасения и страдания возникли вследствие раздражения Ирода, долго и напрасно ожидавшаго волхвов. Видя, что волхвы не возвратились в Иерусалим и не известили его о месте нахождения Младенца, и что этот Младенец как-бы ускользает из рук его, Ирод в изступлении отдал жестокое повеление избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев, начиная от новорожденных и до двухлетняго возраста включительно, быв уверен, что в числе их погубит и новорожденнаго Царя Иудейскаго. Это варварское повеление было исполнено, и 14 тысяч невинных детей сделались жертвою честолюбиваго властелина. Это страшное избиение было одним из знаменательных событий, сопровождавших рождение Спасителя. Оно, как совершенное ради явившагося Мессии, вместе с предшествующими событиями и общим ожиданием Его, послужило теперь уже определительным знаком Его явления в мир и придало этому явлению еще большую известность. Вместе с этим, оно ознаменовало, что уничиженный с самаго рождения Предвечный Младенец начал страдать - сначала страданиями ради Его избиенных; да и самые младенцы Вифлеемские, крещенные не водою, а кровию, явились в преддверии христианской Церкви предтечами тех мучеников, которые своею кровию освятили оскверненную землю, чтобы она сделалась достойною к восприятию Божественнаго учения.
"Кто может описать Вифлеемское бедствие? Какой повествователь в состоянии изобразить страдание? - (так размышляет св. Григорий Нисский) - это всеобщее рыдание, этот жалостный вопль детей, матерей, родственников, отцев, издающих пронзительные стоны при угрозах палачей? Как изобразить палача, с обнаженным мечем стоящего над младенцем? Взгляд его суров и дышет убийством; речь его страшна; одною рукою он тащит к себе младенца, другою простирает меч; между тем мать с другой стороны влечет дитя свое к себе, и собственную грудь подставляет острию меча, чтобы только не видеть очами своими, как бедное дитя ея будет умерщвляемо руками палача! Как описать положение родителей, их стенания, вопли, последнее прощание с чадами своими? И все это в одно и то же время! Кто представит это ужасное бедствие во всех его видах, со всеми подробностями, сугубыя боли недавно родивших матерей, жестокия терзания природы, как несчастное дитя в ту самую минуту, когда прижималось к матерней груди, получает смертельный удар? как бедная мать подносит грудь свою к устам младенца и в то же время приемлет в свои недра кровь его? Иной палач одним размахом руки, одним ударом меча пронзал и младенца, и мать его; и кровь, истекавшая из раны матери и дитяти, сливалась в один поток”. Евангелист, повествуя об этом событии, представляет Рахиль, жену Иакова (за тысячи лет пред тем погребенную недалеко от Вифлеема), плачущею о чадах своих, сынах Израиля, избитых лютым иноплеменником.
Но как ни велики были власть и гнев изступленнаго изверга, однако Богомладенец Иисус, охраняемый свыше, был вне всякаго вреда от его ухищрений. Иосиф был предварен во сне от Ангела, сказавшаго ему: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит е. Поэтому, взяв все нужное для дальняго путешествия, он немедленно отправился с Пречистою Девою и Иисусом в Египет.
БЕГСТВО ВО ЕГИПЕТ
Какой путь избрал в Египет праведный старец, об этом нет указаний ни в св. Писании, ни в древних преданиях. Равно и о том, что было на пути с Св. Семейством, как Оно жило в Египте, Священное Писание также молчит, и мы ничего положительнаго сказать не можем. Но есть несколько преданий, который мы и собираем здесь для любознательных читателей.
Так, по свидетельству русскаго игумена Даниила (паломника ко Св. местам 1106 - 1108 года), на восточном берегу Иордана, при самом заливе, где река впадает в Мертвое море, был монастырь Каламония (Доброе пристанище), названный так потому, что на этом самом месте будто бы останавливалась на ночлег Матерь Божия с Предвечным Младенцем, на пути своем в Египет. Далее, - древнее предание повествует, что когда Святое Семейство путешествовало, в одном месте окружили его разбойники и хотели отнять осла и те бедные пожитки, которые составляли потребность святых путешественников. Один из разбойников, удивляясь красоте Младенца Иисуса, сказал: "еслиб Бог принял на себя тело человеческое, то не был бы красивее этого малютки”; и затем не допустил своих товарищей, и особенно одного, настаивавшаго на грабеже, сделать какое-либо оскорбление путникам. Тогда Мария сказала ему: "этот Отрок воздаст тебе воздаянием благостынным”. Это был тот самый разбойник, который впоследствии, будучи распят по правую сторону Спасителя, сподобился услышать из уст Его благодатное обетование: "днесь со Мною будеши в раи”.
Первым местом по входе в пределы Египетские, где Св. Семейство отдохнуло от спешнаго пути, было селение Матариэ. Иосиф, отправившись в селение для приискания временнаго помещения, оставил Пречистую Деву с Божественным Младенцем под находившимся близ входа в селение огромным деревом; густыя ветви его осенили святых путников, дав им возможность освежиться в прохладной тени листьев от полуденнаго зноя и изнурительнаго пути по пескам пустыни. После отдохновения святых странников, дерево это осталось постоянно в том наклонном положении, которое оно приняло для их покоя, и получило целебную силу в такой степени, что листья его оказались способными для врачевания всякаго рода болезней. Кроме этого чуда с деревом, близ него внезапно пробился родник чистой, прекрасной воды, которою Богоматерь утолила Свою жажду. Этот источник существует доныне и, изобилуя вкусною водою, подобно листьям чудно наклоненнаго дерева, подает исцеление. Свойство его тем еще поразительнее, что все родники и колодцы в этой местности, как и в большей части Египта, имеют вкус солоноватый, между тем как этот родник совершенно пресный. Невдалеке от этого места, Иосифом был найден дом, в котором святые путники жили несколько времени, пока не отправились далее. Сохранение чудеснаго дерева и источника невольно поражает удивлением всех посещающих их: они с тех пор существуют почти две тысячи лет, между тем как соседственныя твердыни Мемфиса и Илиополиса сокрушились в прах, и лишь по грудам развалин можно гадать о месте, где стояли эти огромные древнейшие города.
Из повествования церковнаго историка Созомена можно заключить, что Святое Семейство простерло свой путь в Египте до Гермополиса, лежавшаго в пределах Фиваиды или верхняго Египта. По этому случаю Созомен, со слов других, передает разсказ о не менее чудном дереве, как и то, которое доселе стоит в Maтapиэ. "Разсказывают - пишет он - что в Фиваидском городе Гермополисе многие отгоняют болезни деревом, по имени Персисом, прикладывая страждущим сучек, листик, либо немного коры от этого дерева; ибо у Египтян есть предание, что когда Иосиф, взяв Христа и Святую Богородицу Марию, чтобы бежать от Ирода, пришел в Гермополис: то, при вступлении его в этот город, упомянутое дерево, имея высокий рост, не смело стоять пред прибывшим Христом, но нагнулось до самой земли и поклонилось Ему. Об этом растении - прибавляет автор - я сказал то, что слышал от многих. А сам думаю, что оно либо служило знаком присутствия Божия в городе, либо, что вероятнее, отличаясь высоким ростом и красотою, по закону языческому, было боготворимо тамошними жителями; а потому, когда при появлении Сокрушителя своего, чтимый в этом дереве диавол содрогся, потряслось и самое дерево. По словам пророка Исаии, в то время от прибытия Христа вострепетали в Египте и все идолы. В память же изгнания демонов и для засвидетельствования об этом событии, упомянутое дерево с тех пор начало подавать верующим исцеления. В Египте и Палестине каждый знает и разсказывает об этих происшествиях”. В настоящее время в местных преданиях о пребывании Святаго Семейства в Египте имя Гермополиса умалчивается: очевидно, что давность всеразрушающаго времени изгладила его из памяти туземцев.
У Коптов есть древнее предание, что Матерь Божия с Предвечным Младенцем пребывала в городе Бэнюсефе, отстоящем от бывшаго Вавилона (или стараго Каира) на три дня плавания по Нилу. Бывшие там подтверждают достоверность этого сказания тем, что на указуемом священном месте и доселе находятся остатки христианскаго храма; и если судить об этом с филологической точки зрения, то можно принять сказание Коптов: потому что имя Иосифа (по-еврейски Бэн-Юсеф) могло послужить названием тому месту, где укрывался праведный старец.
В старом Каире Египетские христиане, по преданию, наследованному от отцев, указывают также на один дом, или лучше сказать пещеру, с давних времен обращенную в христианскую церковь, где жил Предвечный Младенец с Пречистою Материю и Иосифом. В настоящее время - это Коптская метохия, во имя св. мучеников Сергия и Вакха. В этом святилище, в возвышенной предъиконостасной части с правой и левой стороны алтаря, находятся в полу две подъемныя двери, которыми сходят в пещеру, где обитало Святое Семейство. В священном мраке этого вертепа есть некоторыя приспособления для жизни, а именно: в средине его, на передней стороне, значительное углубление в стене, где Пресвятая Дева покоила Божественнаго Младенца. Место это называется "колыбелью Иисуса”. Сама же Преблагословенная Матерь почивала на каменном ложе, смежном с этим углублением. По левой стороне, за небольшою стенкою, в четырехугольном углублении, находится довольно пространная для небольшой семьи святых путников трапеза, кругом которой есть узкий ход, по тесноте этого отделения вертепа. Недалеко от трапезы, в нише продольной стены, вделана плита с углублением, назначение которой соответствует древнему обычаю: пред столом и после него, а также и утром, делать омовения. На правой стороне от колыбели, также за небольшою стенкою, помещена купель для Пречистаго Отрочати, и наконец - на другой, продольной стене - сделано углубление, в котором, как должно полагать, хранились одежды. Вертеп имеет в квадрате не более трех сажень.
Св. Отцы говорят, что прибытие Иисуса Христа в Египет ознаменовалось падением идолов во всей стране. Судя по древности и смыслу этих преданий, должно принять их с уважением. Если некогда ковчег завета, заключавший в себе только священныя вещи, будучи внесен в идольское капище Филистимлян, поверг и раздробил на части идола их: то не более ли должны были потрястись вся "рукотворенная египетская” пред Самим Господом, явившимся во плоти? "Идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша” —возглашает Церковь в обоих акафистах - Спасителю и Божией Матери (Икос 6).


Категория: Мои статьи | Добавил: SXIMA (13.09.2010)
Просмотров: 636 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [81]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1263